Сотворение земли - видимого мира
После сотворения неба - невидимого, ангельского мира, Бог
сотворил из ничего, одним Своим Словом, землю, то есть вещество (материю),
из которого постепенно создал весь наш видимый, вещественный (материальный)
мир: видимое небо, землю и все, что на них.
Бог мог бы создать весь мир в одно мгновение, но так как
Он с самого начала хотел, чтобы этот мир жил и развивался постепенно, то
и создал его не сразу, а в продолжение нескольких периодов времени, которые
в Библии названы "днями".
Но эти "дни" творения не были нашими обыкновенными
днями, в 24 часа. Ведь, наш день зависит от солнца, а в первые три "дня" творения
не было еще и самого солнца, значит, не могло быть и теперешних дней. Библия
написана пророком Моисеем на древне-еврейском языке, а на этом языке и день
и период времени назывались одним словом "иом". Но точно знать, какие это
были "дни" мы не можем, тем более что нам известно: "У Господа один день,
как тысяча лет и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8; Псал. 89,
5).
Святые отцы Церкви считают седьмой "день" мира продолжающимся
и поныне, а затем, по воскресении мертвых, настанет вечный восьмой день,
т. е. вечная будущая жизнь. Как и пишет о том, например, св. Иоанн
Дамаскин (VIII век): "Считается семь веков сего мира, от сотворения неба
и земли до общего скончания и воскресения людей. Ибо хотя есть частное скончание
- смерть каждого; но и есть общее совершенное скончание, когда будет общее
воскресение людей. А осьмый век - будущий"
Св. Василий Великий еще в IV веке писал в своей книге "Беседы
на Шестоднев": "Посему назовешь ли его днем или веком, выразишь одно и то
же понятие".
Итак, сначала, созданная Богом земля (материя) не имела
ничего определенного, никакой формы, была неустроена (как туман или вода)
и покрыта тьмою, и Дух Божий носился над нею, давая ей живоносную силу.
ПРИМЕЧАНИЕ. -
Св. Библия начинается словами: "В начале сотворил Бог
небо и землю" (Быт. 1, 1).
"В начале" по-еврейски "берешит" значит "сперва",
или "в начале времени", т. к. до этого была только вечность.
"Сотворил" здесь употреблено еврейское слово "бара",
означающее сделал из ничего - сотворил; в отличие от другого еврейского
слова "асса", означающее созидать, образовывать, делать из наличного материала.
Слово "бара" (сотворил из ничего) всего три раза употребляется при творении
мира: 1) в начале - первый творческий акт, 2) при сотворении "души живой" -
первых животных и 3) при сотворении человека.
О небе, в собственном смысле, дальше ничего не говорится,
т. к. оно было закончено благоустроением. Это был, как выше изложено,
мир духовный, ангельский. Дальше в Библии будет говориться о тверди небесной,
названной Богом "небом", как напоминание о высшем духовном небе.
"Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною,
и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1, 2).
Под "землею" здесь разумеется первоначальное еще неустроенное
вещество, из которого Господь Бог в шесть "дней" устроил или образовал потом
видимый мир - вселенную. Это неустроенное вещество или хаос называется бездною,
как необозримое и ничем не ограниченное пространство, и водою, как
водообразное или парообразное вещество
Тьма была над бездною, т. е. вся хаотическая
масса была погружена во мрак, за совершенным отсутствием света
И Дух Божий носился над водою: - здесь начало уже образовательного
творчества Божия. По значению самого выражения: носился (еврейское
слово, употребленное здесь, имеет такой смысл: обнимал собою все вещество,
как птица распростертыми крыльями обнимает и согревает птенцов своих), действие
Духа Божия на первозданное вещество надобно понимать как сообщение ему жизненной
силы, необходимой для его образования и развития.
В творении мира равно участвовали все три Лица Пресвятой
Троицы: Отец, Сын и Святый Дух, как Триединый Бог, Единосущный и Нераздельный.
Слово "Бог" в этом месте поставлено во множественном числе - "Эло-гим",
т. е. Боги (ед. число Элоах или Эл - Бог), а слово "сотворил" - "бара" поставлено
в единственном числе. Таким образом подлинный еврейский текст Библии, с первых
же своих строк, указывает на единосущие Лиц Св. Троицы, говоря как бы так: "в
начале сотворил Боги (Три Лица Св. Троицы) небо и землю".
Об этом так же ясно сказано в псалмах: "Словом Господа
сотворены небеса, и духом усть Его - все воинство их" (Пс. 32, 6).
Здесь под "Словом" разумеется Бог Сын, под "Господа" - Бог Отец и
под "Духом усть Его" - Бог Дух Святый.
Сын Божий, Иисус Христос, в Евангелии прямо именуется "Словом": "В
начале было Слово... и Слово было Бог... Все через Него начало быть, и
без Него ни что не начало быть, что начало быть" (Иоан. 1, 1-3).
Это особенно для нас важно знать, потому что было бы невозможным
и сотворение самого мира, если бы не было изначала добровольного желания
Сына Божия принести крестную жертву для спасения мира: " - все Им (Сыном
Божиим) и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И
Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему
во всем первенство: ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая
полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез
Него, Кровью креста Его, и земное и небесное" (Колос. 1, 16-20).
И сказал Бог: "Да будет свет!" И стал свет. И назвал
Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро. Это и был первый "день" мира.
|