Урок №9. Сотворение человека (Быт. 1, 26-31; 2, 4-7)

В оглавление рубрики

     1, 26-27 «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».
      Мы видим, что шестидневное творение есть действие Святой Троицы, а именно, что Отец повелевает: «Да будет!», и Сын творит.
     Однако, при сотворении человека между Лицами Пресвятой Троицы имеет место как бы некий совет. Об этом свят. Василий пишет:
      «"Сотворим человека..." Это слово ещё не было употреблено для какого-нибудь из устроенных существ; бысть свет, а повеление было простым: "рече Бог: да будет свет". Были созданы небеса, и не было смотрения ради небес... Вот, человека еще нет, и есть смотрение о человеке. Бог не сказал, как ради других существ: "Да будет человек!" Познай достоинство, которое принадлежит тебе. Он не вызывал твое происхождение повелением, но был совет в Боге, чтобы знать, как ввести в жизнь это живое существо, достойное чести...
      Почему не сказал Бог: "Сотвори", но: "Сотворим"? Это для того, чтобы ты познал державность. Он желает, чтобы, обращая внимание к Отцу, не отрицал ты Сына; Он желает, чтобы ты знал, что Отец сотворил Сыном, и что Сын сотворил по воле Отца, и что тебе должно прославлять Отца в Сыне, и Сына в Святом Духе...
      (Но) не сказал Он: "И сотворили", так, чтобы ты не мог вывести отсюда предлога для многобожия".
      Подобное сему говорит свят. Иоанн Златоуст:
      «...почему, когда созидаемо было небо, не сказано: сотворим, но: да будет небо, да будет свет, и так – о каждой части творения; здесь же только прибавлено: "Сотворим", (чем выражается) совет, смотрение, и сообщение с Другим Кем-то равночестным? Кто же такой имеет быть сотворен, что удостаивается такой чести? Это человек – великое и дивное живое существо и для Бога драгоценнейшее всей твари... Был совет, смотрение и сообщение, – не потому, однако, будто Бог имеет нужду в совете, – этого да не будет, – но чтобы самым способом выражения показать нам достоинство творимого...
      Кто же это, Кому говорит Бог: "сотворим человека"? Это – "Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века" (Ис. 9, 6), Сам единородный Сын Божий. Ему-то он говорит: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию". Не сказал: "по Моему и Твоему", или "по Моему и Вашему", но: "по образу Нашему", указывая на один образ и одно подобие" (Восемь слов на книгу Бытия, II, 1-2, сс. 735-737).
      Свят. Григорий Богослов очень поэтично говорит о творении человека как смешении высшего и низшего миров, уже созданных Богом. Сперва:
      «сотворен Богом умный мир (т.е. мир умных существ, ангелов), сколько могу о сем любомудрствовать, малым умом взвешивая великое. Поелику те первые твари были благоугодны Богу, то измышляет другой мир – вещественный и видимый; и это есть стройный состав неба, земли и того, что между ними; удивительный по прекрасным качествам каждой вещи, и еще более достойный удивления по стройности и согласию целого, в котором и одно к другому и все ко всему состоит в прекрасном соотношении... А сим Бог показал, что Он силен сотворить не только сродное (т.е. ангельский, невидимый мир), но и совершенно чуждое Себе естество. Сродны же Божеству природы умные и одним умом постигаемые, совершенно же чужды твари, подлежащие чувствам, а из сих последних еще далее отстоят от Божественного естества твари вовсе неодушевленные и недвижимые». (Второе слово на Пасху, гл. 6-7, сс. 127-128).
      Что такое образ Божий? Разные св. Отцы подчёркивали разные стороны образа Божия в человеке: одни упоминали владычество человека над низшим творением (о котором специально упоминается в книге Бытия); другие – его разум; в то время, как третьи – его свободу.
      Чем отличается «образ» и «подобие» Божие в человеке? Св. Отцы объясняют, что образ дан нам полностью и не может быть утрачен; в то время, как подобие сначала было дано лишь как возможность, а человеку самому надлежало трудиться над достижением совершенства в этом. Свят. Василий Великий учит:
      «"Сотворим человека по образу Нашему и по подобию". Мы обладаем одним по творению, приобретаем другое по свободной воле. В первоначальном устроении нам дано быть рожденными по образу Божию; по свободной воле формируется в нас существо по подобию Божию... "сотворим человека по образу Нашему": да владеет творением, что есть по образу, но да сделается он также и в соответствии с подобием. Бог дал власть для этого; если бы Он сотворил тебя также и в подобии, в чем было бы твое преимущество? Почему бы ты увенчивался? И если бы Творец дал тебе все, как бы отверзлось для тебя Царствие Небесное? Но правильнее, что одна часть дается тебе, тогда как другая оставлена незавершенной: это так, чтобы ты мог завершить ее сам и мог бы быть достоин награды, происходящей от Бога». (On the Origin of Man, 1:16-17, рр. 207-211).
      Итак, образ Божий, который, как учат св. Отцы, следует искать в душе, а не в теле человека, не имеет никакого отношения к разделению на мужа и жену. В Божией идее человека, можно сказать, – человека как гражданина Небесного Царствия – нет различия на мужа и жену; но Бог, заранее зная, что человек падёт, устроил это различие, являющееся неотделимой частью его земного существования. Однако реальность половой жизни не появлялась до грехопадения человека. Комментируя отрывок Бытия: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина,» (Быт. 4, 1) – что произошло после грехопадения – свят. Иоанн Златоуст говорит:
      «После преслушания, после изгнания из рая, – тогда начинается супружеское житие. До преслушания первые люди жили, как ангелы, и не было речи о сожитии. И как это могло быть, когда они были свободны от телесных потребностей? Таким образом, вначале жизнь была девственная; когда же по беспечности первых людей явилось преслушание, и вошёл в мир грех, девство отлетело от них, так как они сделались недостойными столь великого блага, а вместо того вступил в силу закон супружества». (Беседы на книгу Бытия, XVIII, 4, сс. 160-161).
      Но, быть может, скажут: итак, что хочет (выяснить) изречение: «мужа и жену...»; и это: «раститеся и множитеся»? На это мы скажем, что изречение: «раститеся и множитеся» не обозначает непременно умножения чрез брачное соединение. Ибо Бог мог умножить род людей и другим способом, если бы они сохраняли заповедь до конца неповреждённою. Но Бог, который, вследствие предведения Своего, «ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его!» (Дан. 13, 42), зная, что они имеют оказаться в преступлении и быть осуждены, наперёд сотворил «мужа и жену» и повелел расти и умножаться». (Точное изложение Православной Веры, IV, 24, сс. 260-261).
      В этом, как и в других отношениях, как мы увидим позже, человек – подобно прочему творению – до грехопадения находился в состоянии, некоторым образом отличном от того, в которое он пришёл после грехопадения, хотя из-за Божия предведения грехопадения между этими двумя состояниями и имеется преемство.
      1, 28 «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».
      «плодитесь и размножайтесь» – эти же самые слова Господь обратил уже к живущим в воде созданиям (Быт. 1, 22). Они показывают сродство человека с низшим творением и, чрез грехопадение, с их способом полового размножения. Но в этих словах есть и более глубокий смысл. Свят. Василий пишет:
      «Есть два рода возрастания: тела и души. Возрастание души есть развитие ведения с целью совершенствования; возрастание тела есть развитие от малости к нормальному сложению.
      Животным, лишённым разума, Он поэтому сказал: "плодитесь" в соответствии с телесным развитием, в смысле завершения естества; но нам Он сказал: "плодитесь" в соответствии с внутренним человеком, в согласии с преуспеянием, которое приводит к Богу. Это то, что делал Павел, "задняя (...) забывая, в предняя же простираяся" (Фил. 3, 13). Таково возрастание в духовном...
      "Размножайтесь". Это благословение касается Церкви. Да не будет Божественное слово ограничено единственной личностью, но да будет Евангелие спасения проповедано по всей земле. "Размножайтесь ": к кому этот приказ обращён? К тем, кто рождает в соответствии с Евангелием...
      Итак, эти слова приложимы равно хорошо к животным, лишённым разума, но они приобретают особенное значение, когда нам приходится иметь дело с существом (созданным) по образу, которым мы почтены». (On the Origin of Man, II, 5, рр. 235-239).
      Притом, человеку надлежит обладать не только внешним творением, но и зверовидными страстями, которые таятся внутри него.
      Это очень глубокое учение. Люди, верующие в идеи эволюции, говорят: «Человек происходит от обезьян; следовательно, вы – скотоподобное существо». Здесь говорится что-то похожее: что мы является смешанным творением, отчасти небесным, отчасти земным. С земной стороны, Бог дозволил скотоподобный способ воспроизведения; вот почему мы видим в себе столько животных черт, когда позволяем страстям управлять нами. Эти "животные" у нас внутри, но в нас есть и небесная сторона, вернуться к которой мы и подвизаемся.
      1, 29-30 «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так».
      Здесь говорится, что вначале, когда ещё новыми были земля и твари, живущие на ней, а человек ещё не пал, не только людям, но даже и животным в пищу была дана одна только трава зеленая. Звери не были предназначены быть, и вначале не были, плотоядными. Об этом свят. Василий говорит:
      «Да не пренебрегает церковь ничем: всё есть закон. Бог не сказал: "Я дал вам рыбы в снедь, Я дал вам скот, пресмыкающихся, четвероногих". Не для этого Он их сотворил, говорит Писание. Действительно, первоначальный закон позволял употреблять плоды, ибо мы ещё считались достойными Рая.
      Какая тайна запечатлевается для тебя под сим?
      Тебе, диким животным и птицам, говорит Писание, (даны) плоды, растительность и травы... Мы видим, однако, множество диких животных, которые не едят плодов. Какой плод принимает пантера, чтобы напитать себя? Каким плодом может удовлетвориться лев?
      Тем не менее, эти существа, подчиняясь закону естества, были питаемы плодами. Но когда человек изменил свой образ жизни и нарушил границу, ему предписанную, Господь, по потопе, зная, что люди изнурены, позволили им употреблять любую пищу: "все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;». (Быт. 9, 3). Чрез это позволение другие животные также получили свободу есть всё.
      Следует отметить, что жизнь первоначального творения не есть жизнь Рая, в который человек ещё не был введен; это есть жизнь земли вне Рая, где Бог благословил жить человеку после грехопадения.
      Таким образом, вначале, до грехопадения человека, вся земля была словно некий Рай.
      1, 31 «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».
      Первая глава Бытия целиком посвящена шести дням творения. Во второй главе сотворение человека описано подробнее. Пожалуй, можно сказать, что первая глава описывает сотворение рода человеческого, и в возвышенном смысле, как образа Божия, и в его разделенном, земном аспекте, как мужа и жены; в то время как во второй главе изложено особо сотворение первого человека Адама и первой жены Евы. Во второй главе также упомянуты некоторые другие творения Шестоднева, но без строгого хронологического порядка, как в первой главе. Мы должны иметь это в виду, чтобы избежать элементарных ошибок рационалистической критики, которая находит между этими двумя "противоречия" и думает, что у них, должно быть, разные авторы.
      2, 4-6 «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли».
      Вот краткое описание состояния мира перед появлением человека. Оно подчёркивает, что без Бога ничего не было бы, что Он привёл все из небытия в бытие. Свят. Иоанн Златоуст толкует этот фрагмент:
      «Когда оно (Писание) говорит о небе и о земле, то разумеет всё в совокупности, что есть на земле и на небе. Поэтому, как при повествовании о тварях (в первой главе) оно не говорит обо всех их по порядку, но упомянув о главнейших, затем не повествует нам о каждой в отдельности, так и всю эту книгу, хотя она содержит в себе много другого, называет книгою "бытия небесе и земли", предоставляя нам из упоминания об них заключать, что в этой книге должно содержаться всё видимое, что только есть и на небе, и на земле... Дух Святый... (показал) то,... что произошло прежде, что потом, равно и то, что земля произрастила семена свои по слову и велению Господа и стала рождать, не имея нужды ни в содействии солнца..., ни в дождевой влаге, ни в возделывании со стороны человека, который ещё не был сотворён... А всё это для того, чтобы мы знали, что земля, для произращения своих семян, не нуждалась в содействии других стихий, но ей довольно было повеления Создателя». (Беседы на книгу Бытия, XII, 2, сс. 95-96).
      2, 7 «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».
      Тут дано всё, что мы можем знать о том, как сотворён человек. Не может быть никакого сомнения в том, что св. Отцы под «прахом» понимали в буквальном смысле земной прах; но, говоря о «руках» Божиих, которые «взяли» этот прах, они хотят подчеркнуть великое попечение Божие и Его прямое действие в этом акте творения. Блаженный Феодорит пишет:
      «Когда мы в Моисеевой истории слышим, что Бог взял от земли прах и образовал человека, и отыскиваем смысл его изречения, мы находим в этом особенное благорасположение Божие к роду человеческому. Ибо, описывая творение, великий пророк замечает, что другие твари Бог всяческих создал словом, а человека образовал Своими руками... Мы не говорим, что Божество имеет руки... но утверждаем, что каждое из таких выражений показывает только большее, чем о других тварях, попечение Божие». (цит. по кн. Макарий, митр., Православно-догматическое Богословие, СПб, 1883, т.1, сс. 430-431).
      Свят. Василий утверждает, что данный стих подчёркивает, как отличен человек по своему происхождению от животных:
      «Выше слово говорит, что Бог сотворил; здесь оно говорит, как Бог творил. Если бы этот стих просто говорил, что Бог творил, ты мог бы подумать, что Он сотворил (человека) так же, как Он сделал это со зверями, с дикими животными, с растениями, с травою. Вот почему, чтобы избежать того, чтобы ты помещал его в разряд диких животных, Божественное слово сделало известным особое искусство, которое Бог употребил для тебя: Бог "прах взял от земли"». (On the Origin of Man, II, 4, р. 233).
      В обычном толковании св. Отцов то, что было «вдунуто» в человека, есть его душа. Свят. Иоанн Златоуст пишет:
      «"И созда, – сказано, – Бог человека, прах взял от земли, и вдунул в лице его дыхание жизни". Такой грубый образ речи употребил (Моисей) потому, что говорил людям, которые не могли слышать его иначе, как это возможно нам; и для того ещё, чтобы показать нам, что человеколюбию Божию угодно было – этого, созданного из земли, сделать причастным разумного существа души, чрез что животное это явилось превосходным и совершенным. "И вдуну, – говорит, – в лице его дыхание жизни". То есть, вдуновение сообщило созданному из земли жизненную силу, и так образовалось существо души. Поэтому (Моисей) и прибавил: "и бысть человек в душу живу"; созданный из праха, приняв вдуновение, дыхание жизни, "бысть в душу живу". Что значит "в душу живу"? В душу действующую, которая имеет члены тела, как орудия своих действий, покорные ее воле». (Беседы на книгу Бытия, XIII, 5, сс. 99-100).
      Представления об «эволюции» человека из низшего животного не могут быть согласованы с точкой зрения св. Отцов и Св. Писания на сотворение человека, но требуют резкого разрыва с ней. Если человек «эволюционирует» единственно по законам природы, тогда его разумное естество, его душа, образ Божий, отличается от зверей не качественно, но лишь количественно; тогда он существо только лишь земное, и тут нет места для святоотеческого взгляда, что он частью от земли, а частью от небес, что он «смешение» двух миров, говоря словами свят. Григория Богослова. Однако, если для того, чтобы избежать такого приземленного мудрования, христианин-эволюционист признаёт Божественное сотворение души человека – «когда тело его было для этого готово», как говорят некоторые, – он не только расходится во мнениях с учёными мыслителями, не допускающими Божественные деяния в рамки своих умозрений, но и не являет последовательного христианского взгляда, смешивая научные рассуждения с откровенным знанием самым случайным образом. С точки зрения Св. Писания и св. Отцов, весь Шестоднев есть серия Божественных деяний; с точки зрения учёных, стоящих за всеобщую эволюцию, первопричинами всего (насколько вглубь времён, как им кажется, они могут их проследить) являются одни лишь природные процессы. Эти два взгляда так противны друг другу, как никакие другие, и любое смешение их необходимо будет начисто произвольным и нереальным.

Rambler's Top100