Приёмная узла "Мысли о России"
(на Интернете)

Оглавление всего диска

krest-g.gif (2901 bytes)

Оглавление учебника истори

Пишите нам!

При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com/ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Оглавление рубрики

Сентябрь 2016 г.

Теплохладность насаждается «священноначалием»?

      О теплохладности за 2000 лет христианства было сказано и написано немало. На заре христианства Апостол Иоанн Богослов в своём послании к Ангелу Лакодийской церкви говорит: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих», Апокалипс. 3:15-16. Славянский текст ещё сильней выражает отвращение Господа к теплохладности: там сказано не «извергну», а «изблюю тебя».
     Однако почти нигде не указывается, что причина возникновения теплохладности – в церковном священноначалии, которые давно перестали быть проповедниками Слова Божьего и церковь – Тело Христово – превратили в некую административную структуру и, к нашему времени, устроили повсеместную «мерзость запустения». http://www.russia-talk.org/cd-history/merz.htm
      Наверно именно поэтому св. Иоанн обращается к Лакодийской церкви через её «Ангела» – т.е. её предстоятеля, её епископа, как если бы кто беседовал с учениками чрез учителя. Этим внушается нам, что Господь Иисус Христос держит в деснице Своей пастырей церковных.
      Григорий Богослов также говорит: подобает гореть в определённой мере, а также и быть холодным. И на деле холодный, то есть не имеющий горячей веры, всегда может надеяться получить её; согретый же ею через крещение и охладившийся потом леностью, отказываясь от прежней веры, теряет надежду на спасение. В делах нельзя отвергать средины, и брак поэтому принимается как нечто среднее между девством и блудодеянием, в вере же середина не имеет никакой ценности.
      Вспомним, что известная русская пословица говорит, что «рыба портится с головы». Также вспомним, что преподобный Серафим Саровский в своей знаменитой «Беседе с Мотовиловым» говорит: http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-230.htm
      «”Господь открыл мне, – сказал великий старец, – что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чём состоит цель жизни нашей христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали...”.
      Я [Мотовилов, ред .] должен сказать тут, что с 12-тилетнего возраста меня эта мысль неотступно тревожила, и я, действительно, ко многим из духовных лиц обращался с этим вопросом, но ответы их меня не удовлетворяли. Старцу это было неизвестно.
      “Но никто”, – продолжал о. Серафим, – “не сказал вам о том определительно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро – вот тебе и цель жизни христианской. А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты не Богоугодным любопытством и говорили вам: высших себя не ищи. Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убогий, Серафим, растолкую вам теперь, в чём, действительно, эта цель состоит. (Батюшка произносил своё имя, как все куряне, не Серафим, а – "Серахвим").
      Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения её.

Истинная же цель жизни нашей христианской
состоит в стяжании Духа Святого Божьего.

     Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Всё же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет да и в здешней жизни благодати Божией тоже не даёт”».
      Другими словами, теплохладность возникает от того, что, из-за нерадивости «пастырей», во мнении многих церковь не стоит на переднем плане, не доминирует наши поступки, а находится где-то на задворках нашего сознания. Для многих церковь – место, которое следует посещать по воскресеньям и праздникам, ставить там свечи, а остальное время жить по правилам того общества, в котором человек находится. При этом именно эта часть жизни, ВНЕ церкви, «царство человеческое (а не Царство Божье!) является настоящей, реальной жизнью, а дань церкви отдаётся положенными посещениями туда в положенные дни. А для молитвы – т.е. прямого общения с Богом – времени просто-напросто нет! Одна знакомая учительница Закона Божьего спросила как-то своих учеников как и как часто они молятся. Оказалось – почти никогда! Тогда она им сказала, что неужели у них не находится 5-10 минут в день для общения с Богом? И добавила – а вот что вы ответите на Страшном Суде? Ведь за все наши дела и наше поведение нам придётся давать ответ. Такая постановка вопроса немало озадачила детей, до этого никто им не говорил, что нам всем придётся быть в ответе...
      Вообще же, «церковность» понимается как исполнение требуемых обрядов и соответствующего поведения. В 1960-х годах весьма известный Архиепископ РПЦЗ (Русской Православной Церкви Заграницей) Аверкий (Таушев), например, опубликовал подборку получаемых им вопросов паствы и своих ответов на них. http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-504.htm И вот из 222 вопросов-ответов всего лишь три(!) касались чего-то духовного! Все остальные – исключительно внешнего: как стоять, как и когда кланяться, как одеваться и пр.!
      В полном соответствии с таким настроем, батюшки-пастыри не ахти как донимают своих подопечных «духовным». Ясно, что гораздо проще «отбояриться», сказав несколько слов насчёт запрограммированного на данный день Евангелия, чем корпеть над составлением чего-нибудь за пределами обыденного. Поэтому священников РПЦЗ, стяжавших себе известность задушевными проповедями, можно, наверно, перечислить на пальцах одной руки. На ум приходят Архиепископ Андрей (Рымаренко), протоиерей Валерий Лукьянов, иеромонах Серафим Роуз, Архиепископ Иоанн Шанхайский, Епископ Нектарий (Концевич)...
      Серафим Роуз даже разработал нечто вроде вступительного «курса» для принимающих православие, посвящённого первым главам Бытия – отец Серафим считал, что то, как мы представляем себе своё происхождение, напрямую определяет наше поведение. В частности, что, если мы думаем, что произошли, по Дарвину, от обезьян, то и вести себя будем соответственно, «по-обезьяньи». Ведь Бытие является историей человечества – сотворение, грехопадение, Всемирный потоп, Ной и мы, его потомки.

П. Будзилович
Сентябрь 2016 г.
Г. Наяк, штат Нью-Йорк, США.

Rambler's Top100