Содержание

К русскому обществу

По поводу кровавого навета на евреев

 

Во имя справедливости, во имя разума и человеколюбия мы подымаем голос против новой вспышки фанатизма и темной неправды.

Изстари идет вековечная борьба человечности, зовущей к свободе, равноправию и братству людей с проповедью рабства, вражды и разделения. И в наше время, как это бывало всегда, – те самые люди, которые стоят за безправие собственного народа, всего настойчивее будят в нем дух вероисповедной вражды и племенной ненависти. Не уважая ни народного мнения, ни народных прав, готовые подавить их самыми суровыми мерами, – они льстят народным предрассудкам, раздувают суеверие и упорно зовут к насилиям над иноплеменными соотечественниками.

 По поводу еще не расследованного убийства в Киеве мальчика Ющинского в народ опять кинута лживая сказка об употреблении евреями христианской крови. Это давно известный прием старого изуверства.

 В первые века после Рождества Христова языческие жрецы обвиняли христиан в том, будто они причащаются кровью и телом нарочно убиваемого языческого младенца. Так объясняли они таинство Евхаристии. Вот когда родилась эта темная и злая легенда!.. Первая кровь, которая пролилась из-за нее, по пристрастным приговорам римских судей и под ударами темной языческой толпы, – была кровь христиан. И первые же опровергали ее отцы и учителя христианской церкви. «Стыдитесь, – писал св. мученик Иустин в обращении своем к римскому сенату, – стыдитесь приписывать такие преступления людям, которые к ним не причастны. Перестаньте!.. Образумьтесь!..»

 «Где же у вас доказательства? – спрашивал с негодованием другой учитель церкви Тертуллиан. – Одна молва... Но свойства молвы известны всем... Она почти всегда ложна... Она и жива только ложью... Кто же верит молве?»

 Теперь лживость молвы, обвинявшей первых христиан, ясна, как день. Но изобретенная ненавистью, подхваченная темным невежеством, нелепая выдумка не умерла. Она стала орудием вражды и раздора даже в среде самих христиан. Доходило до того, что в некоторых местах католическое большинство кидало такое же обвинение в лютеран, большинство лютеран клеймило им католиков.

 Но всего более страдало от этой выдумки еврейское племя, рассеянное среди других народов. Вызванные ею погромы проложили кровавый след в темной истории средних веков. Во все времена случались порой убийства, перед целями которых власти останавливались в недоумении. В местах с еврейским населением все такие преступления тотчас же объяснялись обрядовым употреблением крови. Пробуждалось темное суеверие, влияло на показания свидетелей, лишало судей спокойствия и безпристрастия, вызывало судебные ошибки и погромы... Часто истина все-таки раскрывалась, хотя и слишком поздно.

Тогда наиболее разумных и справедливых людей охватывали негодование и стыд. Многие папы, духовные и светские правители, клеймили злое суеверие и раз навсегда запрещали властям придавать расследованию убийств вероисповедное значение. У нас такой указ был издан 6-го марта 1817 г. Императором Александром I и подтвержден 18 мая 1835 г. в царствование Императора Николая I. В 1870 г. греческий патриарх Григорий тоже осудил легенду об употреблении евреями христианской крови, назвав ее «внушающим отвращение предрассудком не твердых в вере людей». Но указы тлеют в архивах, а суеверия живучи. И вот, снова, даже с трибуны Государственной Думы, распускают старую ложь, угрожающую насилием и погромами.

 В этой лжи звучит та самая злоба, которая некогда кидала темную языческую толпу на первых последователей христианского учения.

 Еще недавно в Китае та же сказка об употреблении детской крови, пущенная китайскими жрецами против миссионеров, стоила жизни сотням местных христиан и европейцев.

 Всегда за нею следовали темные и преступные страсти, всегда она стремилась ослепить и затуманить толпу и извратить правосудие...

И всегда с нею боролось чувство любви и правды. Не к одному римскому сенату были обращены слова христианского писателя, мученика Иустина, который в свое время боролся с тем же суеверием:

«Стыдитесь, стыдитесь приписывать такое преступление людям, которые к тому непричастны. Перестаньте, образумьтесь!»

Мы присоединяем свои голоса к голосу христианского писателя, звучащему из глубины веков призывом к любви и разуму.

Бойтесь сеющих ложь. Не верьте мрачной неправде, которая много раз уже обагрялась кровью, убивала одних, других покрывала грехом и позором!..

 

К.К. Арсеньев, В.Г. Короленко, М. Горький, Леонид Андреев, чл. Гос. Сов. М.М. Ковалевский, чл. Гос. Сов. А. Васильев, чл. Гос. Сов. Н. Загоскин, чл. Гос. Сов. И. Озеров, чл. Гос. Сов. Д. Гримм, чл. Гос. Сов. М. Стахович, гр. Ив. Ив. Толстой, Григ. Градовский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Вяч. Иванов, Е. Чириков, Д. Философов, А. Федоров, Федор Соллогуб, А. Потресов, гр. Алексей Толстой, Валент. Сперанский, С. Сергеев-Ценский, Александр Блок, Александр Бенуа, К. Арабажин, акад. В. Вернадский, акад. А. Фаминцын, Ив. Петрункевич, Н. Анненский, Н.В. Мокиевский, Н.А. Русанов, В. Семевский, А.М. Редько, Ф.Д. Крюков, А. Пет­рищев, А.В. Пешехонов, С.Я. Елпатьевский, А.И. Иванчин-Писарев, В.А. Плансон, Н.Н. Шнитников, В.И. Добровольский, проф. А.А. Пиленко, Ф. Батюшков, Л.Ф. Пантелеев, А.П. Философова, А.Н. Калмыкова, А.С. Милюкова, С. Пантелеева, К. Баранцевич, М. Славинский, И. Жилкин, В. Муйжель, М. Арцибашев, В. Лодыженский, Ник. Олигер, Д. Линев, Скиталец (Петров), быв. проректор Спб. университета проф. по кафедре истории церкви И.Д. Андреев, проф. А. Жижиленко, проф. М. Туган-Барановский, проф. Эрвин Гримм, проф. Л. Петражицкий, проф. П. Чубинский, проф. И А. Покровский, проф. И. А. Бодуэн-де-Куртенэ, проф. С. Салазкин, проф. В.В. Святловский, Д.В. Стасов, Ф.И. Родичев, проф. М. Ростовцев, В.Д. Набоков, акад. Д. Овсяннико-Куликов­ский, В.Д. Кузьмин-Караваев, Петр Струве, проф. Н.И. Кареев, проф. Ф. Зелинский, проф. Ив. Гревс, В. Водовозов, П. Милюков, Н.В. Некрасов, В. Яковенко, П. Стебницкий, Г. Фальборг, Н.И. Фалеев.

П.Д. Боборыкин, В. Воронцов, Н.О. Лоский, К.В. Аркадакский, В. Тихонов, п.В. Огнев, О.К. Нечаева, С.Э. Евдокимова, Е.И. Шевырева, М.И. Стоюнина, Д.В. Лосская, члены Гос. Думы: Н. Панкеев, С. Дунаев, М. Воронков, С. Петровский, Н. Захарьев, Н. Скалозубов, А. Булат, С. Максудов, Г. Гутоп, В. Виноградов, Н. Щепкин, А. Шингарев, гр. А. Уваров, X. Хас-Мамедов, В. Дзюбинский, А. Бабянский, Н. Аджемов, С. Востротин, И. Гаидаров, В. Фальц-Фейн, Н. Ляхницкий, Н. Волков, П.Н. Маньков, А. Никольский, М. Васильев, М. Мурзаев, Е. Гегечкори, А. Скороходов, Ю. Блюменталь, Н. Мефодиев, А. Террас, М. Шульценберг, Н. Румянцев, В. Степанов, И. Покровский, И.И. Покровский, П.Н. Кутлер, Н. Львов, П. Кропотов, А. Войлошников, А. Шило, А. Мягкий, Н. Мерзляков, И.И. Томилов, А. Попов III, В. Бич, К. Черносвитов, В. Харламов, А. Березовский, А. Новиков, И. Лукашин, И. Лучицкий, М. Челноков, П. Устинов, Т. Белоусов, В. Башкиров, И. Ефремов, В. Комсин, С. Эльтеков, К. Петров III, Ф. Чиликин, К. Харитонов, П. Герасимов, К. Бардиж, К. Тевкелев, А. Добровольский.

Проф. С. Булич, проф. А.А. Кадьян, акад. Сергей Ольденбург, Е.Я. Корсакова, врач О. Каминская, А. Дементьева, Е.М. Ла­заревская, Е.А. Родичева, Е.Н. Чирикова, Н. Пивоварова, Ек. Леткова, В. Гримм, М. Чебышева, В. Тарновская, П.С. Ста­сова, А.Ю. Кадьян, М. Небольсина, Л. Грамматчикова, Л. Яковлева, О. Гусев-Оренбургский, проф. Н.А. Гредескул, А.С. Пругавин, В. Тотомианц, В. Чарнолусский, член-сотрудник спб. археологического института М.Я. Корольков, Н.В. Дмитриев, преподаватель истории религии и церкви на высших женских курсах А. Карташев, А. Ростиславов, Г. Гамина, М.А. Лихарев, А. Замятин, Т. Каменецкая, В. Евдокимов, Е. Петрова, А. Васильева, Горяинов, М. Каменецкая, К. Марков, С. А. Савинкова, М. Маркова, З. Фосс, А.Н. Пешкова-Толеверова, Е.Н. Водовозова, А. Оссендовский, С. Сермягин, Т. Ганжулевич, Н.С. Враская, Сергей Яблоновский (Москва), Морковин-Белгородский (Москва).

В.И. Немирович-Данченко, Георгий Чулков, прис. повер. Б.Г. Ольшамовский, проф. С. Метальников, член Гос. Думы Ф.А. Еремин, А. Серафимович, Дмитрий Крачковский, С.Г. Сва­тиков, Мих. Могилянский, член-сотрудник археологического института А.А. Бунин, прив.-доц. В. Строев, С.Е. Рынкевич, И.А. Аполлонин, Модест Нагловский, Александр Нагловский, И.А. Корсаков, С.Ц. Дегтярева, Елена Нагловская, Елена Меженинова, В. Вязьмитинов, О. Вязьмитинова, В. Брюсянин.

А.И. Куприн, проф. Ев. Шульц, А. Емельянова, А. Умнова, Е. Опель, В. Деменко-Курбатова, Л. Колотова, В. Егорова, К. Дебу, Н. Сакара, Я. Комаровская, А. Сердобинская, В. Половцева, Л. Терентьева, Мартьянова, А. Диксон, В. Емельянова, Е.Д. Келина, О.П. Бражникова, Е.А. Мохначева, Е.П. Добро­вольская, К.Ф. Федорова, Т. Голубева, Ант. Невенгловская, Е. Филипченко, Ю. Гудякова, Е. Соловьева, Е. Гельштер, В.Н. Родендорф, В.А. Мукаспев, В. Засулич, З. Самойлов, проф. И. Лапшин, И.М. Булацель, О. Белявская, редактор газеты "Северо-Западный Телеграф" В.А. Адамович, д-р мед. Н.А. Иванов (Стрельна), Н. Мальстедт (Выборг), В.А. Лугаковский (Варшава), член 1-й Государственной Думы Е.И. Кедрин.

Е. Соломин, М. Соломина-Крогиус, В.Н. Иванченко, Н.Н. Иванченко-Гредескул, А.Н. Будищев, А.С. Давыдов, члены Гос. Думы Сергей Липягов и Иванов 2-й, А.К. Сержнутовский.

В. А. Поссе, отставной генерал-от-инфантерии И. Потоцкий, редактор журнала "Север" Н. Мертц, редактор газеты "Старорусская жизнь" В.П. Каниовский, землемер Балвчунас (Оренбург), Ев. Олохова, Ел. Олохова, сотрудники "Старорусской Жизни", группа слушателей спб. политехнических курсов т-ва профессоров и преподавателей в 15 человек, Татьяна Шидловская, Анна Шидловская, В. Лущик, Вл. Тетяев, Георгий Шидловский, М. Красноглядов, Н. Бакановский, Н.А. Морозов, М. Новорусский, Николай Левитский (Одесса).

Ник. Рубакин (Швейцария), Н.Г. Вучетич, Я. Купала, Л.В. Адамович, Л. Строковская, С. Скуридина, Ю. Насальчук, Л. Насальчук, Я.А. Чухин (Омск), группа студентов Спб. университета в 184 чел., Анна Геринг, М.И. Семенов, д-р мед. А.И. Воскресенский.

А.Н. Анненская, Тат. А. Богданович. Е.С. Короленко, Л.С. Кулакова, П.Е. Кулаков, члены редакции "Современного Міра": К.Л. Вейдемюллер, М.К. Иорданская, Н.И. Иорданский, В.П. Кранихфельд, сотрудники того же журнала: Вл. Бонч-Бруевич, Вера Величкина, В. Керженцев, Вс. Кожевников, В. Львов-Рогачевский, Евг. Ляцкий, И. Матвеев, С. Сватиков, П. Орловский, К. Тахтарев.

[А также многочисленные письма и публикации в поддержку.]

+ + +

Комментарий редакции "РИ".

Обращение было опубликовано 30 ноября 1911 года в кадетской газете "Речь" и перепечатано многими другими печатными органами. Вышло отдельным изданием в 1912 г. (Текст и подписи приведены по изданию: Дело. Бейлиса. Тагер А.С. Царская Россия и дело Бейлиса. Репринтное воспроизведение 2-го издания, 1934. Исследования и материалы. М.-Иерусалим, 1995. С. 457-460.)

Автор Обращения – писатель и журналист либерального направления, редактор журнала "Русское богатство" В. Г. Короленко. С 11 октября 1913 г. и до конца судебного процесса (28 октября), Короленко постоянно присутствовал на Киевском процессе в качестве журналиста. Его статьи приобрели широкую известность. Привлечен он был к участию в процессе по указанию еврейских кругов из заграницы. (см. с. 463). Расчет был на то, чтобы использовать авторитет Короленко, ранее успешно защищавшего крестьян-удмуртов, обвинявшихся в ритуальном убийстве.

Нелепость же ссылок Обращения на аналогичную защиту святыми отцами христиан от обвинений в употреблении крови вызвала возмущение многих православных. Например, профессор С.-Петербург­ской Духовной академии А. А. Бронзов писал:

«Отцы и учителя Церкви вообще многому, очень многому, – повторяем, – относительно вас научили бы, г.г. защитники еврейства! Они разъяснили бы, что, если кто ненавидел христиан, то именно евреи, – что, если кто выдумывает всякаго рода клеветы на христиан, то именно евреи, – что, если кто и против  кого возбуждал чернь, толпы народные…,  то именно евреи против христиан, – что евреи всегда оставались неизменными… Да, – патрологи!.. Нечего сказать… Ссылками на древне-христианских отцов и учителей думали кое-кого сбить с толку, запутать, но… – увы! – не удалось… и не удастся, конечно!» (Бронзов А.А. Тоже "патрологи" // Церковный Вестник. СПб., 1911. № 50).

Г. Г. Замысловский также отмечал, «насколько ошибочна, исторически неверна приведенная в воззвании ссылка на русских государей, и на римских пап. Столь же исторически неправильно указание, будто "темная и злая легенда" об употреблении евреями христианской крови "родилась" из обвинений, возводившихся языческими жрецами на первых христиан. Если бы это было так, то сия направленная против евреев "легенда" и возникла бы в первые же века после Рождества Христова, однако, обвинения жидов в ритуальных убийствах начались гораздо позже... это объясняется распространением среди евреев нового религиозного учения, фанатичного и мистического, нашедшего себе частичное выражение в Каббале, в Зогаре...»  (Замысловский Г.Г. Убийство Андрюши Ющинского. Петроград, 1917. С.. 518). – Ред.

Rambler's Top100