Урок 63. КОНЕЦ XIX ВЕКА -- КАНУН РЕВОЛЮЦИИ1. Царство атеизма К концу XIX века, несмотря на кажущуюся мощь России, дух её высших классов
был подорван. Денационализированная русская интеллигенция, утеряв православие
и связь со своим народом, сбившись в партии, руководимые иудеями, обивала
европейские пороги в поисках какой-нибудь философии о том, как устроить
свою жизнь на "научных
основах". В этом смысле замечательно явление "апостола" безбожной интеллигенции, Льва Николаевича Толстого. По его заявлению: "Я был крещён и воспитан в православной христианской вере. Меня учили с детства и во всё время моего отрочества и юности... Но, когда в 18 лет я вышел со второго курса университета, я не верил уже ни во что из того чему меня учили ("Исповедь")". А ведь Толстой был кумиром интеллигенции этого времени, создавшим свою религию и направлявшим её мышление! Недаром В. Ленин вскоре назовёт его "зеркалом русской революции".Замечание Толстого о влиянии университета только подчёркивает тот факт, что русские университеты того времени были рассадниками атеизма и поколение за поколением русских студентов воспитывались в духе безбожия, материализма и ненависти к России. Тот факт, что такой человек, как Толстой, становится интеллектуальным вождём русской интеллигенции, ясно говорит, насколько её идеалы были далеки от всего русского и христианского. Конечно, большинство из них считались православными и по большим праздникам даже ходили в церковь. Но жизнь среднего русского интеллигента не имела никакого отношения к церкви – она была надёжно "отделена от религии". Произведения русских православных мыслителей и подвижников не только не изучались – они просто были неизвестны. Сам Толстой, например, прочитав Платона, Спинозу, Канта, Гегеля и пр. философов, на сообщение М. В. Лодыженского о том, что тот работает над исследованием жизни православных подвижников, заявил: "А меня так это совсем не интересует", и перевёл разговор на другую тему (Лодыженский, М. В., "Свет Незримый", стр. 237)2. Кризис православия Русская церковь была не в силах противостоять этому разложению. Отмена патриаршества Петром I, гонения на церковь в XVIII веке, увлечение западными материалистическими идеями – всё это приводило к тому, что к концу XIX столетия принцип "отделения церкви от государства" глубоко укоренился в умах людей. Другими словами, что церковные (православные) наставления и правила не имеют никакого отношения к повседневной жизни, что здесь действуют какие-то другие, "человеческие" законы. Как это ни поразительно, но даже многие священники смирились с тем, что роль церкви должна ограничиваться совершением богослужений и треб, а заниматься "политикой" церковь не должна! Также, что церковь должна стоять в стороне от "мирских" дел. Патриарх Гермоген, призывавший русских людей стать на защиту Родины, стал чужд русскому интеллигенту. Такое понятие, кстати, привилось, главным образом, у христиан. И у мусульман, и (особенно) у евреев муллы и раввины играют решающую роль в государственных делах. Русская интеллигенция, уподобляясь французской незадолго до революции 1789 г., усиленно вела пропаганду против церкви, монархии и против всего национального русского. Повсюду возникают "религиозно-философские" кружки. Всё сильней и сильней становится пропаганда среди рабочих и крестьян. 3. Император Николай II20 октября 1894 г., при подозрительных обстоятельствах, умер император Александр III и на престол вступил его сын Николай. Страна, утерявшая христианские моральные основы, в этот момент, поистине, находилась в состоянии духовного кризиса. Несмотря на материальное благополучие России (см. приложение №1, статью Б. Бразоля), на значительно лучшие условия жизни рабочих и крестьян по сравнению с Европой и Америкой, русская интеллигенция всеми силами способствовала разрушению государственных устоев. Атеистически настроенные писатели во главе с Л. Толстым лили грязь на православие и правительство, а западная пресса усиленно поддерживала любые антимонархические выступления. 4. Социал-демократыС целью создания ещё большей неразберихи в умах русских людей создаётся целый ряд партий. Базируясь на социалистических учениях К. Маркса, все эти партии, разными путями, стремятся к одной и той же цели – уничтожению православия, русской монархии и русского государственного порядка. В 1898 г. на нелегальном съезде в г. Минске создаётся "Российская социал-демократическая рабочая партия", РСДРП или "с.д.". Она объявила себя частью "мирового пролетариата" и ставила своей целью уничтожение монархии, а также всех "капиталистических" правительств путём революции и установление "социализма". Для распространения своих идей РСДРП начинает издавать газету "Искра" за границей (на деньги иностранных банкиров, посылая её потом в Россию). Вся пропаганда с.д. велась среди интеллигенции и рабочих. Рабочим всячески доказывали, как плохо им живётся и насколько улучшилась бы их жизнь, если бы удалось убрать царя и всех "дармоедов", т.е. владельцев фабрик и заводов. Интеллигенцию привлекали обещаниями о том, что она приобретёт право решающего голоса в управлении страной, в "научном планировании" хозяйства и т.д. – давнишние мечты разорившегося дворянства. Особенным успехом пропаганда с.д. пользовалась среди университетской молодёжи и профессуры. Поэтому в это время забастовки в университетах стали рядовым явлением. 5. Появление В. Ленина
К этому времени всё большее влияние среди с.д. начинает приобретать Владимир Ильич Ленин (Ульянов). Родившись 22 апреля 1870 г., Ленин с ранних лет участвует в марксистских кружках (а брат его, Александр, был казнён в 1887 г. за попытку цареубийства против императора Александра III). Едва поступив в том же 1887 г. в Казанский университет, Ленин вскоре был исключён за участие в студенческих забастовках и был "сослан" ... в деревню! В 1893 г. он переезжает в Петербург и ввязывается в борьбу с другими марксистскими партиями, доказывая им, что только лишь при помощи революции, совершённой рабочими, марксисты смогут придти к власти. Здесь он организовывает "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", который стремится не улучшить положение рабочих, а к революции: он занимается исключительно организацией рабочих забастовок. Хотя Ленин и был арестован в 1895 г., но, по словам советского учебника истории, "из тюрьмы продолжал руководить 'Союзом борьбы'". До какой же степени была гуманной царская тюрьма, если человек, открыто заявлявший о своём намерении уничтожить монархию, мог "руководить" своей партией сидя в тюрьме! Или другой пример: находясь в ссылке в 1899 г., "Ленин созвал совещание(?!) 17 находившихся поблизости ссыльных с.д. и они утвердили написанный Лениным резкий протест против буржуазных взглядов 'экономистов'" (людей, стоявших за улучшение экономического положения рабочих, а не за революцию).Вопросы. Конец XIX века канун революции.
-------------------------------------- |