Урок 47. "ВЕЛИКАЯ" ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ1. Успехи атеизма Во время царствования Екатерины II западный мир потрясли два значительные события: так называемая "великая" французская революция и американская "война за освобождение". Из этих двух событий французская революция имела особенно важное влияние, как на будущее Европы, так и на будущее России.
Ф.Вольтер (слева) и Ж. Руссо. Французская интеллигенция, привлечённая "смелостью и прогрессивностью" мыслей этих и других писателей, всё больше увлекалась идеями "конституционной" монархии – монархии, в которой монарх фактически лишался всей своей власти (вроде английской). Русская интеллигенция, находившаяся под большим французским влиянием, тоже с восторгом зачитывалась произведениями французских "прогрессивистов". Екатерина II (которую некоторые историки называли "императрицей-философом") даже переписывалась с "самим" Вольтером и очень гордилась этим! Следствия увлечения этими идеями сказались в России очень скоро: уже в начале XIX века происходит попытка первой безбожной революции ("декабристы") . 2. Накануне революции Разрушив уважение к церкви и веру в христианские моральные ценности, французская интеллигенция всё более настойчиво начинает требовать права участия в управлении страной (сравни с процессами, происходившими в России в начале XX века). Следует отметить, что высшее духовенство французской католической церкви – также состоящей из представителей интеллигентного класса и подверженное влиянию безбожных писателей – в значительной мере помогло революции: получая значительные доходы, оно всё больше отходило от заветов Христа о воздержании и служении духу (уничтожение монастырей в России было сделано для того, чтобы подорвать духовную базу православия). В то же время низшее духовенство буквально нищенствовало (опять сравни с положением русского приходского священства). Подавляющее же большинство французского дворянства с нетерпением и восторгом ждало наступления "свободы, равенства и братства" (как и русская интеллигенция XX века). 3. Попытки спастись В такой атмосфере царствующий Людовик XVI в 1789 г. созвал "генеральные штаты", как во Франции называлось собрание представителей разных сословий (сравни с созывом Думы в России в XX веке). В отличие от Земских соборов, созванные королём после 175-летнего перерыва Генеральные штаты включали только духовенство (300 депутатов), дворян (300) и "третье сословие" (600), а не народ, как в Земском соборе. Третье сословие, заседавшее отдельно, являлось прослойкой между духовенством и дворянством и рабочими и крестьянами. Другими словами, народ в Штатах представлен не был. Из 600 депутатов третьего сословия более 200 были адвокаты(!). Несмотря на то, что масоны руководили (закулисно) всеми этими событиями, их действия (как и сегодня), окружённые глубокой таинственностью, были совершенно неизвестны. Так, в своём письме от 27 февраля 1771 г. (т.е., только за 20 лет до своей казни), королева Франции Мария Антуанетта пишет своей сестре Марии Христине: "Мне кажется, что вы придаёте слишком много значения масонству во Франции; оно далеко не играло у нас той роли, как в других странах, благодаря тому, что здесь все к нему принадлежат и таким образом нам известно всё, что там происходит". Через 19 лет, прозревшая королева напишет 17 августа 1790 г. своему брату Леопольду II: "Прощайте, дорогой брат, верьте нежности вашей несчастной сестры. Главное, остерегайтесь всякого масонского сообщества".Сразу же после созыва третье сословие потребовало совместных заседаний. Духовенство и дворяне отказались. Третье сословие тогда объявило себя "Национальным собранием", заявляя, что оно представляет 96% Франции и поклялось заседать отдельно (сравни с заседаниями "рабочих" партий в России XX века, где не участвовал ни один рабочий). Попытки правительства навести порядок привели к бунту в Париже. 14 июля толпы начали грабить магазины и "взяли" почти не охранявшуюся Бастилию (тюрьму). Этот акт в мировой литературе представляется, как символ героического освобождения от гнёта. Мало где упоминается, что всех освобождённых из Бастилии "узников" оказалось семеро – 4 уголовника, 2 сумасшедших и один, заключённый по просьбе своих родственников (TRF, с. 98)! Следует добавить, что недовольство народа в большой мере было вызвано искусственно созданным (сравни с "великим" февралём) недостатком продовольствия. Когда правительство вызвало войска, буржуазия вооружилась и Людовик XVI... уступил: приехал в Париж в шляпе с трёхцветной революционной кокардой.
Бастилия была разрушена, национальное собрание торжествовало, в европейских странах революционная интеллигенция праздновала победу. По всей Франции прокатилась волна бунтов. В отличие от Пугачёвского восстания, проходившего под знаменем восстановления справедливой монархической власти, эти бунты были направлены против монархии и церкви. 4 августа произошло знаменитое заседание Генеральных штатов, на котором депутаты от высших сословий начали отказываться от всех привилегий, отменять права на имущество, права церкви на доходы, феодальные права дворянства и пр. Наступало желанное интеллигенцией царство "свободы, равенства и братства".4. Революционный террорПосле двух лет беспорядков и безвластия, Людовик XVI со своей семьёй попытался бежать в Австрию, но был задержан и взят под стражу. В этом же 1791 г. начался (так знакомый русским) "революционный террор": Дантон выхлопотал право арестовывать "врагов революции": "священников, дворян и вообще всех подозрительных!" Когда тюрьмы переполнялись, арестованных просто убивали. Безбожная революция показала своё лицо. По всей стране революционеры уничтожали всех, кто мог им быть опасен, во многих случаях с необычайными жестокостями. Короля и королеву убили в 1793 г. Весной 1794 г. революционер Робеспьер, уничтожив всех своих соперников (включая Дантона), установил во Франции "почитание верховного существа" (это – опять в соответствии с положениями масонства). "Теоретическая база" для этого шага в своё время была заложена Руссо в его предложении "гражданской религии". Революция и террор продолжались, революционные "вожди" по
очереди приходили к власти путём уничтожения своего предшественника (вместе
с сотнями тысяч "врагов революции").
Эта кровавая чехарда продолжалась до тех пор, пока 18 "брюмера" 1799 г. ("брюмер" – ноябрь по революционной терминологии) власть не захватил талантливый французский полководец Бонапарт (будущий Наполеон), сначала как один из трёх "консулов", а потом – как "первый консул" (сперва на 10 лет, а потом – пожизненно).Применяя решительные меры, Наполеон навёл в стране порядок, дал Франции
новое Вопросы. "Великая" французская революция.
-------------------------------------- |