Урок 10. РОСТ ПРАВОСЛАВИЯ. ВЛАДИМИР МОНОМАХ.1. Киево-Печерский монастырь Несмотря на междоусобные войны в период с 1054-1113 гг., Русская земля продолжала успешно развиваться. Рос Киев и многие другие города. Были построены многие соборы и монастыри – очаги русской православной культуры. В Киеве к этому времени уже насчитывалось около 700 церквей. Церкви к этому времени уже строились не по греческим образцам, а в своём, русском стиле. Появилось много русских иконописцев, расписывающих соборы и церкви фресками. Был основан знаменитый Киево-Печерский монастырь. Основан он был преподобным Антонием, русским монахом, постриженным в монахи на Афоне и вернувшимся на Русь. Он поселился в пещере, недалеко от Киева, и стал вести строгую подвижническую жизнь: проводил всё своё время в молитве, посте и тяжёлом труде. Понемногу к нему приходили другие благочестивые люди, выкапывали себе пещеры и начинали жить таким же образом. Так возник монастырь, впоследствии названный Киево-Печерским.Одним из самых знаменитых подвижников того времени стал курский юноша, пришедший в монастырь и ставший учеником преподобного Антония. При пострижении его назвали Феодосием. Он очень много сделал для упорядочения жизни по монастырскому уставу. Он также прославился своими проповедями и тем, что бесстрашно обличал людские грехи, не страшась обличать и князей. 2. Преп. Нестор-летописецГрамотные монахи Киево-Печерского монастыря в свободное от богослужений и труда время переписывали книги: ведь в то время не было типографий и все книги переписывались от руки. Они также вели летописи. Ученик преподобного Феодосия, преподобный Нестор, прославился как первый русский историк – он собрал и обработал составленные до него летописи в один исторический труд, названный Повесть времянных лет.Труд этот охватывал русскую историю от её начала до 1110 г. и составил 180 книжных страниц. Сам Нестор вёл летопись в течение 20-ти лет.
3. Монастыри- университетыМонастыри на Руси играли исключительно важную роль. Русские люди – от князей до самых бедных – приходили к монахам за причастием Св. Таин, советом, благословением. Гонимые и страждущие находили в монастырях пристанище. В неурожайные годы монастыри кормили бедных из своих запасов. Монастыри также были своего рода университетами. Здесь трудились древние русские учёные, выводили новые культуры растений, разрабатывали новые методы обработки земли и т.д. До его уничтожения коммунистами вскоре после захвата ими власти, такой монастырь, как Соловецкий (на острове в Белом море), создал образцовое хозяйство, служившее опытной станцией для русского севера. Соловецкий и другие монастыри были зверски уничтожены коммунистами, а монахи – расстреляны или посажены в советские концентрационные лагеря (что тоже было равносильно физическому уничтожению). 4. Владимир МономахК началу XII века стало ясно, что удельный порядок правления, установленный Ярославом Мудрым, был очень сложен, несправедлив ("изгои", например, лишались всех прав) и приводил к постоянной борьбе за великокняжеский престол. Разные ветви многолюдного княжеского рода с готовностью использовали оружие для решения всяких споров и ослабляли Русскую землю. Великокняжеский стол часто переходил к сильнейшему, а не к тому, кто имел на него законное право.Так в 1113 г. киевляне не захотели принять великими князями старейших в роду князей Святославичей из Чернигова, а попросили к себе Владимира Мономаха из Переяславля. Мономах сначала отказался, не желая нарушать порядка княжения, но киевляне продолжали настаивать и он согласился. Став великим князем, Мономах вошёл в историю, как один из выдающихся князей того времени. Был он глубоко верующим, никогда не нарушал данного слова, мирил ссорившихся князей, жалел слабых и обиженных. Но в то же время он был талантливым полководцем и строгим и решительным князем. Он явился прообразом русского православного монарха, правящего твёрдой рукой, но строго по православным законам. Спустя три века, царь Иоанн Грозный чётко сформулирует принцип русской православной монархии, начавший применяться в жизни Владимиром Мономахом и некоторыми другими князьями, следующим образом: "Всегда царям подобает быть обозрительными: овогда кротчайшим, овогда же ярым: ко благим убо милость и кротость, ко злым же ярость и мучение: аще ли сего не имеет – несть царь!" Владимира Мономаха не только любили и уважали, но и боялись. Даже до того, как он стал великим князем, Мономах часто мирил других князей по поручению великого князя, оружием усмирял тех, кто затевал междоусобицы. За 12 лет его правления (1113-1125) он подчинил Киеву всех князей, которые уже начинали считать себя независимыми и, таким образом, вновь собрал русские земли в одно мощное целое, опять продемонстрировав преимущества русской православной монархии. Как и при Ярославе, при Владимире Мономахе настала, по словам летописца, "тишина великая".Умирая, Владимир Мономах написал своё знаменитое Поучение, в котором он просит своих детей жить мирно, в "страхе Божием", заботиться о слабых, вдовах, детях. Он также запрещал смертную казнь. Вопросы. Рост православия. Владимир Мономах.
-------------------------------------- |